воскресенье, 05 июня 2011
Социальный капитал – одна из важнейших составляющих человеческого развития, так как его наличие или отсутствие непосредственно влияет на экономический капитал человека. Доверительные отношения внутри коллектива, неформальные нормы, общие ценности, а также репутация сотрудников и организации, создаваемая в процессе социального взаимодействия, способствуют повышению производительности труда и снижению издержек на осуществление экономической деятельности. Укрепление социального капитала может существенно повысить эффективность социально-экономической политики организации.
читать дальшеПо причине отсутствия однозначного определения понятия «социальный капитал», существует несколько интерпретаций данного феномена. Так, Роберт Патнэм определяет социальный капитал как одну из характеристик социальной организации, включающей доверие, нормы, сети, которая в состоянии улучшить эффективность общества. По мнению Джеймса Коулмана, «социальный капитал присущ структуре связей между индивидами и является благом для общества в целом». Он должен создаваться нерыночными силами – либо государством, либо общественными институтами. К первой категории относится образование, имеющее социализирующий эффект, ко второй – семья, церковь, добровольные некоммерческие организации, создающие и укрепляющие социальные сети. Правда, существуют и противоположенные мнения. Фрэнсис Фукуяма считает, что суждение о социальном капитале как общественном благе является ошибочным. Так как социальный капитал фактически будет производиться частными рынками, ведь его производство находится в личных интересах отдельных индивидов или организаций. Ф. Фукуяма отмечает, что долгосрочная репутация – предпосылка социального капитала – является экономическим активом и в этом качестве привлекательна для индивидов и компаний, заинтересованных лишь в конечной выгоде.
Многие ученые выделяют ряд составляющих социального капитала. Социальные сети – один из важнейших его элементов. По мнению Р. Патнэма, при формировании социального капитала главенствующую роль играют горизонтальные сети, а вертикальные лишь мешают данному процессу по причине своей иерархической структуры. Нормы расценивается как один из первичных элементов социального капитала. Общие нормы, убеждения являются факторами, поддерживающими социальные сети и поощряющими сотрудничество. Высокий уровень межличностного доверия и свободный доступ людей к средствам связи и массовой информации являются основой формирования социального капитала. От уровня межличностного доверия зависит готовность вступать во взаимоотношения друг с другом. Как подчеркивает Ф. Фукуяма, «доверие – это возникающее у членов общества ожидание того, что другие его члены будут вести себя более или менее предсказуемо, честно и с вниманием к нуждам окружающих, в согласии с некоторыми общественными нормами». В свою очередь, широкий доступ граждан к средствам связи и массовой информации позволяет расширить как географию социальных контактов, так и интенсивность самого общения.
Дивиденды от социального капитала нельзя положить в банк, но можно конвертировать в экономические преимущества как для индивида в частности, так и для целой организации. Так социальные контакты, образующиеся во время получения образования, создают социальные сети, которые в итоге служат источником необходимых знаний и навыков – эффективного дополнения к институционализированному обучение. Социальный капитал способствует сотрудничеству, благодаря чему можно лучше управлять внутренними и внешними отношениями. Кроме того, социальный капитал между несвязанными организациями помогает получить необходимую информацию. Также Р. Патнэм рассматривает норму взаимной помощи – установку о том, что любая услуга будет оценена по достоинству и оплачена тем же. Данная норма делает из эгоцентричных индивидов полноценных членов общества, заинтересованных во всеобщем благосостоянии, вкладывающих все силы и возможности в общее дело.
Правда, наличие доверия, общих норм и ценностей является необходимым, но недостаточным условием формирования социального капитала. Так невозможность использования связей в социальных структурах для получения выгоды препятствует его созданию. Такая же проблема и с общими нормами: они бессмысленны, если не приносят никакой выгоды для индивида или организации. Для примера можно привести сказку С. Маршака «Кошкин дом», где описана история существования «мнимого» социального капитала, который на самом деле был не более чем социальной структурой. Главный герой (кошка) никак не могла использовать знакомства для решения своей проблемы. Однако детский автор, осознанно или нет, делает акцент на силе слабых связей, ведь приют кошка получила там, где меньше всего ожидала.
Лапко А.
@настроение:
хорошее
@темы:
экзамен,
шутка,
организационная коммуникация,
социальный капитал,
антиплагиат