На самом деле меня нет. Я просто твой вымышленный друг.
Без рынка болезней не было бы и рынка лекарств — это та самая тайна Гиппократа, которую клянутся не выдавать врачи. (В. Пелевин «Священная книга»)
Современный бизнесмен может и умеет заработать деньги на всем, а если речь идет о таком факторе, как здоровье, о его сохранении и укреплении, то золотая жила данной отрасли видна невооруженным глазом. Многие страны способствуют развитию фармацевтической промышленности, создавая благоприятные условия для производителей лекарств, налоги которых являются немалой долей всех доходов государства.
читать дальшеРеспублика Беларусь не стала исключением. На данный момент в Беларуси насчитывается большое количество производителей фармацевтических препаратов, cреди которых «Белмедпрепараты», «Борисовский завод медицинских препаратов», «Несвижский завод медицинских препаратов», «Гродненский завод медицинских препаратов», «Беласептика» и другие, в общей сумме около 150 предприятий, объединенных в концерн «Белбиофарм». Однако более 80% всех продаж лекарств составляют препараты импортного производства. Основными поставщиками лекарственных препаратов из-за рубежа являются: «Berlin-Chemie/Menarini Group» (Германия), «Sanofi Aventis Group» (Франция), «Sagmel Inc.» (США), «Gedeon Richter» (Венгрия), «Nycomed » (Норвегия), «KRKA» (Словения).
Покупателей на рынке фармацевтической продукции можно разделить на розничный сектор и госпитальный сектор. На розничном секторе основные покупатели – граждане, покупающие лекарственные средства через аптечную сеть. На госпитальном секторе – все лица находящиеся на лечении в медицинских учреждениях.
И в розничном, и в госпитальном секторах большим спросом пользуются товары зарубежных производителей. В первом случае покупатели предпочитают импортный товар скорее по привычке, из-за сложившихся стереотипов «заграничное лучше», и осознанно платят за лекарства больше, считая, что покупают более качественную продукцию. В госпитальном секторе необходимы высокотехнологические препараты, которые в Беларуси не производятся, или же не соответствуют требуемому уровню. Однако из-за того, что большинство больниц, поликлиник и госпиталей в республике государственные, то можно наблюдать лоббирование отечественных лекарственных средств и наличие госзаказа.
Спрос на рынке фармацевтики можно охарактеризовать как полноценный. Так как существует множество товаров разных ценовых категорий, производителей и качественных показателей, которые удовлетворят практически всех покупателей. Но в данный момент, ввиду всеобщей паники из-за появления новой формы гриппа A/H1N1, так называемого «свиного гриппа», раздутой с помощью СМИ, можно наблюдать эффект этакой «свиной лихорадки», когда сметаются с прилавков все противогриппозные препараты, независимо от цены, а также средства первичной защиты от вирусов: повязки, оксолиновая мазь, аскорбиновая кислота. Поэтому можно сказать, что состояние спроса на некоторые лекарства в РБ на данный момент – чрезмерное.
В связи с этим, фармацевтические компании усиленно начали заполнять рынок своими товарами и получать сверхприбыли (существует весьма обоснованное предположение, что данная PR кампания свиного гриппа была оплачена именно фармацевтическими компаниями, так что становится понятна фраза из Пелевина про «настоящую клятву Гиппократа»).
Спрос на лекарства относительно неэластичен, но если рассматривать эластичность по отношению к разным производителям, видам или составам товара, то она будет значительно выше. Хотя есть такие виды препаратов (к примеру, инсулин), без которых больной просто не может обойтись, и спрос на них будет абсолютно неэластичным.
В свою очередь предложение является абсолютно эластичным, при первой же необходимости и повышенном спросе на некоторые препараты, производство увеличивается, чтобы удовлетворить запросам всех покупателей.
Спектр фармацевтического рынка очень широк, поэтому препараты можно дифференцировать по нескольким параметрам, таким как сезонность (антиаллергены летом, противогриппозные осень-зима), возраст, пол и, конечно же, цена. Хотя очень часто встречаются абсолютно идентичные товары, с одинаковым составом, только с разными названиями и от разных производителей (к примеру, «аспирин», торговая марка которого принадлежит «Bayer AG», продается под такими названиями, как «АСК-кардио», «Аскопирин», «Аспикор», «Аспинат», «Аспитрин», «Аспровит», «Ацекардол», «Ацсбирин», «Некстрим Фаст», «Таспир», «Терапин», «Тромбо АСС», «Упсарин Упса» и другие).
На примере того же аспирина можно понять, что ведущими в выборе продукции являются неценовые факторы, так как из всех идентичных «аспиринов» с различными ценами, мы выбираем тот, который более «раскручен»: активная рекламная деятельность, яркая этикетка, удобная упаковка, различные акции и подарки (а зачастую и личные предпочтения продавца) – всё это напрямую и косвенно влияет на выбор того или иного товара.
Основными барьерами входа на рынок фармацевтической продукции для иностранных производителей является государственная поддержка отечественных предприятий. Государство пытается законодательно ограничить объёмы импорта лекарственных средств в республику, поддержать отечественного производителя правами на поставку лекарств в медицинские учреждения, введением нормативов по продажам отечественных лекарств для аптек. Однако на данном этапе развития отечественного фармацевтического производства белорусские препараты, несмотря на все усилия государства, не могут конкурировать с зарубежными аналогами, а значит, лекарственные средства иностранных производителей всё равно будут доминировать на белорусском рынке.
Барьеры выхода c фармацевтического рынка весьма высоки, так как в случае неудачи, фирма, специализирующаяся на производстве лекарственных средств, не сможет перепрофилировать свою деятельность и начать, скажем, выпускать пищевую продукцию.
Так как данный рынок является примером монополистической конкуренции, то контроль цен на рынке данного типа возможен только при активном вмешательстве государства. Одна же компания при наличии большого числа конкурентов и производстве большого количества товаров не способна значительно повлиять на изменение цен.
Так как речь идет о лекарствах – средствах, от которых непосредственно зависит здоровье и жизнь человека, - то предоставление достоверной и исчерпывающей информации контролируется государством и различными организациями здравоохранения, а нарушение законов влечет к административным и уголовным последствиям.
Фармацевтические компании активно используют СМИ в целях продвижения своих товаров. Как сказал М. Задорнов, «если верить рекламе, то у нас гниющий народ: кариес, грибок, перхоть, ожирение, остеохондроз…». И с ним нельзя не согласится. Почти 20-30% всех ТВ роликов занимает реклама лекарственных средств.
Привлекательной отрасль делают высокие темпы роста объёма рынка – за последние 5 лет объём рынка фармацевтической продукции прибавлял ежегодно не менее 20%. Производство фармацевтики имеет достаточно высокую рентабельность, в сравнении с другими отраслями.
Следует отметить положительную динамику в развитии отечественного фармацевтического производства. Так объёмы продаж отечественных лекарственных средств благодаря государственной поддержке значительно возросли в последние годы и в 2008 г. составили около 100 млн. евро. Четыре государственных белорусских предприятия входят в число 10 лидеров фармацевтического рынка Республики Беларусь, в то время, как в других странах СНГ, отечественным производителям такого внимания не уделяется и в список лидеров по собственному рынку они не входят.
Несмотря на незначительную долю в национальном валовом доходе фармацевтическая отрасль имеет стратегическое значение для страны, так как она напрямую определяет будущее не только белорусской медицины и здравоохранения, но и благополучие граждан, сохранение их здоровья и трудоспособности.
Существует ряд объективных причин, оказывающих сдерживающее влияние на развитие отечественного фармацевтического производства и фармацевтического рынка:
недостаточно гибкое, недоработанное и требующее совершенствования законодательство в области производства и продажи фармацевтических продуктов;
отсутствие перспективных, с точки зрения коммерческого подхода, предложений на рынке научных исследований в области создания инновационных лекарственных средств;
отсутствие развитой отечественной школы подготовки квалифицированных кадров для фармотрасли;
отсутствие собственного производства субстанций, эксклюзивных технологий и оборудования для фармацевтической промышленности;
нехватка квалифицированных специалистов по международному маркетингу и недостаточно активное продвижение продукции отечественных предприятий на рынках других стран.
Исходя из приведенных выше сдерживающих факторов, следует предположить, что на данном этапе развития отечественной фармацевтической отрасли, рост объёмов рынка лекарственных средств Беларуси будет осуществляться в основном за счёт появления на рынке лекарств зарубежного производства. Но и допустить полную зависимость от импортёра нельзя, особенно когда речь идёт о лекарствах, связанных с биологической безопасностью страны (антибактериальных и противовирусных препаратах, средствах защиты и дезинфекции).
Реальной целью, реализация которой в некотором смысле может обеспечить национальную безопасность в системе лекарственного обеспечения, может быть только создание экономически устойчивой системы государственной поддержки национальной промышленности и поднятие отраслевой науки до уровня, позволяющего быстро реагировать на новые, не всегда прогнозируемые угрозы, участие в мировом процессе инноваций и разработки высоких технологий.
Для реализации этих задач очень важно следующее:
создание режима налоговых льгот (например, отмена налога на прибыль на 1-3 года) и доступа к дешевым долгосрочным целевым кредитам при внедрении в производство инновационных продуктов и технологий;
организация на постоянной основе взаимодействия и консультаций учёных фармацевтической области Республики Беларусь и стран лидеров фармацевтического производства (США, Германия, Бельгия, Швеция);
проведение ограничительной политики в таможенном регулировании, направленной на снижение доли импортных лекарств на внутреннем рынке Беларуси;
организация национального центра маркетинга и медико-социальных исследований, который выполнит задачу объединения здравоохранения, науки и производства для достижения гармонии между коммерческой и социальной составляющей процесса производства и дистрибуции лекарственных средств;
внедрение системы подготовки и переподготовки специалистов, а также повышения квалификации менеджеров высшего звена по маркетингу, стратегическому управлении и ключевым вопросам развития рынка в странах с развитой фармацевтической отраслью;
создание на базе медицинских вузов республики программ по подготовке высококвалифицированных кадров в области фармацевтики.
При условии реализации вышеуказанных мероприятий и наличию государственной поддержки отечественных предприятий, расстановка сил на рынке лекарственных средств Беларуси может измениться в пользу белорусских производителей.
Александр Лапко, ИнфоКом, 1 курс
Современный бизнесмен может и умеет заработать деньги на всем, а если речь идет о таком факторе, как здоровье, о его сохранении и укреплении, то золотая жила данной отрасли видна невооруженным глазом. Многие страны способствуют развитию фармацевтической промышленности, создавая благоприятные условия для производителей лекарств, налоги которых являются немалой долей всех доходов государства.
читать дальшеРеспублика Беларусь не стала исключением. На данный момент в Беларуси насчитывается большое количество производителей фармацевтических препаратов, cреди которых «Белмедпрепараты», «Борисовский завод медицинских препаратов», «Несвижский завод медицинских препаратов», «Гродненский завод медицинских препаратов», «Беласептика» и другие, в общей сумме около 150 предприятий, объединенных в концерн «Белбиофарм». Однако более 80% всех продаж лекарств составляют препараты импортного производства. Основными поставщиками лекарственных препаратов из-за рубежа являются: «Berlin-Chemie/Menarini Group» (Германия), «Sanofi Aventis Group» (Франция), «Sagmel Inc.» (США), «Gedeon Richter» (Венгрия), «Nycomed » (Норвегия), «KRKA» (Словения).
Покупателей на рынке фармацевтической продукции можно разделить на розничный сектор и госпитальный сектор. На розничном секторе основные покупатели – граждане, покупающие лекарственные средства через аптечную сеть. На госпитальном секторе – все лица находящиеся на лечении в медицинских учреждениях.
И в розничном, и в госпитальном секторах большим спросом пользуются товары зарубежных производителей. В первом случае покупатели предпочитают импортный товар скорее по привычке, из-за сложившихся стереотипов «заграничное лучше», и осознанно платят за лекарства больше, считая, что покупают более качественную продукцию. В госпитальном секторе необходимы высокотехнологические препараты, которые в Беларуси не производятся, или же не соответствуют требуемому уровню. Однако из-за того, что большинство больниц, поликлиник и госпиталей в республике государственные, то можно наблюдать лоббирование отечественных лекарственных средств и наличие госзаказа.
Спрос на рынке фармацевтики можно охарактеризовать как полноценный. Так как существует множество товаров разных ценовых категорий, производителей и качественных показателей, которые удовлетворят практически всех покупателей. Но в данный момент, ввиду всеобщей паники из-за появления новой формы гриппа A/H1N1, так называемого «свиного гриппа», раздутой с помощью СМИ, можно наблюдать эффект этакой «свиной лихорадки», когда сметаются с прилавков все противогриппозные препараты, независимо от цены, а также средства первичной защиты от вирусов: повязки, оксолиновая мазь, аскорбиновая кислота. Поэтому можно сказать, что состояние спроса на некоторые лекарства в РБ на данный момент – чрезмерное.
В связи с этим, фармацевтические компании усиленно начали заполнять рынок своими товарами и получать сверхприбыли (существует весьма обоснованное предположение, что данная PR кампания свиного гриппа была оплачена именно фармацевтическими компаниями, так что становится понятна фраза из Пелевина про «настоящую клятву Гиппократа»).
Спрос на лекарства относительно неэластичен, но если рассматривать эластичность по отношению к разным производителям, видам или составам товара, то она будет значительно выше. Хотя есть такие виды препаратов (к примеру, инсулин), без которых больной просто не может обойтись, и спрос на них будет абсолютно неэластичным.
В свою очередь предложение является абсолютно эластичным, при первой же необходимости и повышенном спросе на некоторые препараты, производство увеличивается, чтобы удовлетворить запросам всех покупателей.
Спектр фармацевтического рынка очень широк, поэтому препараты можно дифференцировать по нескольким параметрам, таким как сезонность (антиаллергены летом, противогриппозные осень-зима), возраст, пол и, конечно же, цена. Хотя очень часто встречаются абсолютно идентичные товары, с одинаковым составом, только с разными названиями и от разных производителей (к примеру, «аспирин», торговая марка которого принадлежит «Bayer AG», продается под такими названиями, как «АСК-кардио», «Аскопирин», «Аспикор», «Аспинат», «Аспитрин», «Аспровит», «Ацекардол», «Ацсбирин», «Некстрим Фаст», «Таспир», «Терапин», «Тромбо АСС», «Упсарин Упса» и другие).
На примере того же аспирина можно понять, что ведущими в выборе продукции являются неценовые факторы, так как из всех идентичных «аспиринов» с различными ценами, мы выбираем тот, который более «раскручен»: активная рекламная деятельность, яркая этикетка, удобная упаковка, различные акции и подарки (а зачастую и личные предпочтения продавца) – всё это напрямую и косвенно влияет на выбор того или иного товара.
Основными барьерами входа на рынок фармацевтической продукции для иностранных производителей является государственная поддержка отечественных предприятий. Государство пытается законодательно ограничить объёмы импорта лекарственных средств в республику, поддержать отечественного производителя правами на поставку лекарств в медицинские учреждения, введением нормативов по продажам отечественных лекарств для аптек. Однако на данном этапе развития отечественного фармацевтического производства белорусские препараты, несмотря на все усилия государства, не могут конкурировать с зарубежными аналогами, а значит, лекарственные средства иностранных производителей всё равно будут доминировать на белорусском рынке.
Барьеры выхода c фармацевтического рынка весьма высоки, так как в случае неудачи, фирма, специализирующаяся на производстве лекарственных средств, не сможет перепрофилировать свою деятельность и начать, скажем, выпускать пищевую продукцию.
Так как данный рынок является примером монополистической конкуренции, то контроль цен на рынке данного типа возможен только при активном вмешательстве государства. Одна же компания при наличии большого числа конкурентов и производстве большого количества товаров не способна значительно повлиять на изменение цен.
Так как речь идет о лекарствах – средствах, от которых непосредственно зависит здоровье и жизнь человека, - то предоставление достоверной и исчерпывающей информации контролируется государством и различными организациями здравоохранения, а нарушение законов влечет к административным и уголовным последствиям.
Фармацевтические компании активно используют СМИ в целях продвижения своих товаров. Как сказал М. Задорнов, «если верить рекламе, то у нас гниющий народ: кариес, грибок, перхоть, ожирение, остеохондроз…». И с ним нельзя не согласится. Почти 20-30% всех ТВ роликов занимает реклама лекарственных средств.
Привлекательной отрасль делают высокие темпы роста объёма рынка – за последние 5 лет объём рынка фармацевтической продукции прибавлял ежегодно не менее 20%. Производство фармацевтики имеет достаточно высокую рентабельность, в сравнении с другими отраслями.
Следует отметить положительную динамику в развитии отечественного фармацевтического производства. Так объёмы продаж отечественных лекарственных средств благодаря государственной поддержке значительно возросли в последние годы и в 2008 г. составили около 100 млн. евро. Четыре государственных белорусских предприятия входят в число 10 лидеров фармацевтического рынка Республики Беларусь, в то время, как в других странах СНГ, отечественным производителям такого внимания не уделяется и в список лидеров по собственному рынку они не входят.
Несмотря на незначительную долю в национальном валовом доходе фармацевтическая отрасль имеет стратегическое значение для страны, так как она напрямую определяет будущее не только белорусской медицины и здравоохранения, но и благополучие граждан, сохранение их здоровья и трудоспособности.
Существует ряд объективных причин, оказывающих сдерживающее влияние на развитие отечественного фармацевтического производства и фармацевтического рынка:
недостаточно гибкое, недоработанное и требующее совершенствования законодательство в области производства и продажи фармацевтических продуктов;
отсутствие перспективных, с точки зрения коммерческого подхода, предложений на рынке научных исследований в области создания инновационных лекарственных средств;
отсутствие развитой отечественной школы подготовки квалифицированных кадров для фармотрасли;
отсутствие собственного производства субстанций, эксклюзивных технологий и оборудования для фармацевтической промышленности;
нехватка квалифицированных специалистов по международному маркетингу и недостаточно активное продвижение продукции отечественных предприятий на рынках других стран.
Исходя из приведенных выше сдерживающих факторов, следует предположить, что на данном этапе развития отечественной фармацевтической отрасли, рост объёмов рынка лекарственных средств Беларуси будет осуществляться в основном за счёт появления на рынке лекарств зарубежного производства. Но и допустить полную зависимость от импортёра нельзя, особенно когда речь идёт о лекарствах, связанных с биологической безопасностью страны (антибактериальных и противовирусных препаратах, средствах защиты и дезинфекции).
Реальной целью, реализация которой в некотором смысле может обеспечить национальную безопасность в системе лекарственного обеспечения, может быть только создание экономически устойчивой системы государственной поддержки национальной промышленности и поднятие отраслевой науки до уровня, позволяющего быстро реагировать на новые, не всегда прогнозируемые угрозы, участие в мировом процессе инноваций и разработки высоких технологий.
Для реализации этих задач очень важно следующее:
создание режима налоговых льгот (например, отмена налога на прибыль на 1-3 года) и доступа к дешевым долгосрочным целевым кредитам при внедрении в производство инновационных продуктов и технологий;
организация на постоянной основе взаимодействия и консультаций учёных фармацевтической области Республики Беларусь и стран лидеров фармацевтического производства (США, Германия, Бельгия, Швеция);
проведение ограничительной политики в таможенном регулировании, направленной на снижение доли импортных лекарств на внутреннем рынке Беларуси;
организация национального центра маркетинга и медико-социальных исследований, который выполнит задачу объединения здравоохранения, науки и производства для достижения гармонии между коммерческой и социальной составляющей процесса производства и дистрибуции лекарственных средств;
внедрение системы подготовки и переподготовки специалистов, а также повышения квалификации менеджеров высшего звена по маркетингу, стратегическому управлении и ключевым вопросам развития рынка в странах с развитой фармацевтической отраслью;
создание на базе медицинских вузов республики программ по подготовке высококвалифицированных кадров в области фармацевтики.
При условии реализации вышеуказанных мероприятий и наличию государственной поддержки отечественных предприятий, расстановка сил на рынке лекарственных средств Беларуси может измениться в пользу белорусских производителей.
Александр Лапко, ИнфоКом, 1 курс
@темы: эссе в массе, юмор, экономика, учеба